Когда моей дочке было 6 лет мы попали на консультацию к детскому психиатру. Проблемы были со сложностями засыпания, возбудимостью, невозможностью успокоиться, высокой тревожностью, неуклюжестью, импульсивностью…
Сошлись на том, что у дочери или высокая тревожность с элементами СДВГ или наоборот. “Школа покажет” – сказал в заключение доктор.
Но школа не показала, потому что нам повезло и мы в нее не пошли, в ту государственную стандартизированную школу, которая всем и даже тем у кого нет особых сложностей их найдет и покажет. Мне страшно подумать, что мой ребенок может оказаться в общеобразовательной школе, где 20-30 детей в классе и нужно сидеть спокойно целых 6 уроков без возможности двигаться и быть сконцентрированным на тех заданиях, которые дают и будут оценивать. Что бы случилось с ее самооценкой, уверенностью, той радостью детства которая в ней есть.
По различным оценкам не менее 5% детей имеют проблемы в обучении связанные с дислексией, дисграфией, дискалькулией, СДВГ, высокой тревожностью и другими страшными словами. Часто эти вещи связаны между собой – один ребенок имеет целый набор сложностей.
Эти дети страдают от школьной дезадаптации, а родители от чувства беспомощности. То, что другим дается без труда требует от этих детей в 5-10 раз больше усилий и дает слабый результат. Эта ситуация еще больше усиливает проблему, так как в стрессе дети не могут сосредоточиться и быть конструктивными совсем.

Что же нужно таким детям? К сожалению единого проверенного метода нет. Есть индивидуальный путь для каждого такого ребенка, ведь их нельзя подогнать под стандарт.
Что же мы можем предложить :
– первое по важности для меня – это психологический комфорт, поддерживающая среда в которой находится ребенок;
– следующая важная деталь – индивидуальный подход ( прочитать и пересказать тут не подойдет), поиск особенных средств и методов обучения именно для этого ребенка, как ему эффективнее работать;
– поддержка и развитие собственных интересов ребенка, его сильных сторон, предоставить ребенку широкое поле деятельности. Концентрировать свое внимание на достоинствах ребенка.
– не перегружать ( это просто дает обратный результат, если ребенок 5 раз перепишет упражнение – это просто не сработает);
– помощь в самоуправлении, постановки целей и принятии решений ( при сложностях с обучением часто проблема находиться в волевой сфере личности и нужно помочь ребенку развивать ее).

На мой взгляд самое лучшее, что мы родители можем сделать для своих детей это найти такую школу, которая будет вместе с семьей давать детям возможности справиться с трудностями и сохранить счастливое детство. На мой взгляд это должна быть не просто альтернативная, но и демократическая школа, ведь детям с трудностями в обучении нужно найти свой личный путь в образовании, отказаться от бесполезной работы над непосильным и сосредоточиться на том, что получается. Ведь когда у человека что-то получается он это делает с удовольствием и хочет продолжать.
Так же и в социальном плане в демократической школе не стремятся заполнить 100% времени ребенка и остается возможность для создания настоящих дружеских отношений. У моей девочки есть друзья и это добавляет уверенности не только ей но и мне, я вижу, что они заботятся друг о друге и если видят, что дочку заносит и она сначала делает, а потом думают кидаются на помощь, чтобы предупредить опасность.

Автор: Ольга Колтунова